пятница, 30 декабря 2011 г.

Королевство кхмеров





Два месяца назад мы познакомились с Шиилой – странной девушкой из Малайзии, очень любившей покушать. Мы сидели в ресторане (что следует из предыдущего предложения) и ели очень «неудобного» краба, попутно обсуждая путешествия. Тогда-то она и спросила, куда мы поедем после Индонезии. Мы собирались в Малайзию, о чем честно ей и сказали. На что Шиила ответила, что после Джакарты Куала Лумпур будет казаться таким же, и обронила: «Мне безумно понравилось в Камбодже, не хотите туда слетать?» А почему бы и нет? Неделю спустя мы уже купили билеты.
И вот сутки, как мы в Пном Пене, столице королевства Камбоджа. Сидим на берегу Миконга, прячась в тени пагоды от жаркого солнца; ждем сумерек и прохлады.
Международный (и наверное, единственный) аэропорт Пном Пеня можно назвать крохотным, как вокзал в провинциальном городке. Процедура получения визы заняла всего лишь 10 минут: анкета – 20$ пошлина – ты официально в Камбодже. «Как доехать до центра?» - спросили мы продавщицу сим-карт (кстати, один из основных операторов – Билайн). «Ну, на такси или тук-туке, городского транспорта у нас нет». Улыбнувшись, мы нашли тук-тук (мотоцикл с прицепом из двух диванчиков, этакая карета эконом класса), назвали водителю адрес хостела (улица 111, ибо все улицы в Пном Пене именуются цифрами и, будто прочерченные по линейке, строго параллельны и перпендикулярны – не заблудишься). С первого взгляда на город мы поняли, что вот он, райский азиатский уголок тишины и размеренности буддистской жизни. Широкие улицы, знакомое правосторонне движение, яркое солнце и свежий ветерок. Да, бедность. Да, неразвитость. Но нет мусора и загазованности, нет небоскребов и торговых центров, присущих столицам. Спокойные, немного наивные, но всегда доброжелательные жители и непоколебимое равновесие буддистских храмов.
Один из храмов Золотого дворца
Spring Guest House оказался очень чистым и приятным отельчиком, где номер в сутки стоит от 6 до 10$. Бросив вещи и приняв душ, мы решили прогуляться до какой-нибудь туристической «святыни» и вышли на прямую улицу. Золотой дворец и Серебряная пагода – вот куда в первую очередь направляются «свеженькие» путешественники. Был полдень. Согласно карте, дворец открыт с 9 до 11 и с 14 до 17. Так что у нас было два часа, чтобы побродить вокруг белых стен. Рядом, однако, оказался Национальный музей, манивший прохладой и сквозняком коридоров. Статуэтки и скульптуры всех эпох буддизма, каменные стелы с затейливыми текстами на древне-кхмерском и группки туристов, мирно читающих таблички, описывающие историю Ангкор Вата, легендарного и величественного храма.
Чувство умиротворения не покидает нас ни на минуту. Кажется, что мудрость буддистских богов не становится историей, а постоянно окутывает кхмеров. Редко во время путешествия бывало такое, что хочется сидеть на какой-нибудь каменной ступеньке в тени кустарника часами, не думая, что устал, и не строя планы, а просто наслаждаясь ВСЕМ и чувствуя СЕЙЧАС.
Башни у Серебряной пагоды

Покинули музей мы ровно в два часа и, разумеется, направились ко дворцу, чьи золотые рогатые крыши манили из-за стен. Восхищение красотой буддистской архитектурой невозможно передать. Нас, казалось бы, живущих в Петербурге, сложно удивить дворцами. Но парк здесь для нас мог бы соперничать с Петергофом или Царским Селом. Каменных храмы с позолоченными домиками богов; цветущие деревья; витиеватая резьба пагод и башенок; потрескавшаяся роспись, рассказывающая легенды о королях и богах монахам, бредущим вдоль бесконечной галереи. В одном из уголков дворца мы обнаружили среди деревьев ступени, ведущие к крохотной башенке на возвышении. Не удержавшись, мы заглянули внутрь и увидели как нельзя подходящую этому месту картину.
Статуя у маленькой пагоды





У подножья золотой статуи Будды три девушки окружили старика с ворохом каких-то загадочных мелочей. Все молчали. Одна из девушек держала над головой несколько деревянных дощечек, связанных вместе, наподобие книжки. Затем она резко вставила палочку в середину связки и протянула ее старику. И быстро-быстро на кхмерском тот стал рассказывать девушке что-то тайное, может, судьбу, может, просто совет. Но в окружении спрятанных за листьями каменных статуй, под звуки родниковой воды эта сцена показалась волшебной.




Закат на набережной
Дворец и Серебряная пагода очаровали нас как раз на три часа. Приближалось пять. Стало прохладнее, и ветер с реки манил на набережную. Длинный и широкий участок берега, выложенный плиткой, создает ощущение курортного городка. Иностранцы (по-видимому, абсолютно все, кто сейчас находится в Пном Пене) прогуливаются под шелест реки. Проплывают рыбацкие лодки, узкие и длинные. Их обгоняют туристические кораблики, те, что идеально смотрелись бы на пленках 20-30х годов. Компаниями играют в мяч, сплетенный из прутьев. Вдоль Миконга здесь протянулись ресторанчики на любой вкус и кошелек. Уютные, с террасами и плетеными креслами. Кхмерская кухня – одна из самых вкусных, пожалуй. Традиционно, рыба считается основным лакомством. Но после двух месяцев мусульманской Индонезии, захотелось свинины. Амок (свинина в кокосовом соусе с травами и специями) и традиционное мясо со свежими ананасами плюс напитки обошлись в ресторанчике с видом на реку в  10$ - даже не верится.
Климат в Камбодже отличается от Индонезийского, сезона дождей в это время нет, зато есть почти идеальные +26С после пяти вечера. Ничто не мешает, сидя на парапете, наслаждаться темными силуэтами дворца и пальм на фоне фиолетового неба с первыми яркими звездами и чашкой полумесяца строго над головой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий